Правовое просвещение

Задайте вопрос

Абрамов Сергей Александрович | 30.06.2020
Вопрос: В жилых многоквартирных домах не запирается на замок выход на чердачное помещение, в связи с чем, имеется свободный доступ для посторонних лиц. Какие нарушения законодательства усматриваются в данном случае?
ОТВЕТ
Разъясняет старший помощник прокурора Уйского района Рудакова М.А.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Концепцией противодействию терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии с п. 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 входных двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери.
Отсутствие замков на дверях чердачных помещений жилых домов нарушает права граждан на безопасные условия проживания.
Свободный доступ на чердаки создает условия для возникновения опасности для жизни и здоровья людей, проживающих в вышеуказанных многоквартирных домах и соседних с ними домами, поскольку отсутствие замков на дверях чердачных помещений обуславливает возможность проникновения в данные помещения посторонних лиц, угрозу совершения взрыва или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
Килов А.А. | 30.06.2020
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за неявку по повестке в военкомат? А также за какие действия (бездействие) увеличена ответственность в области воинского учета?
ОТВЕТ
Отвечает помощник прокурора Кунашакского района Мальсагов И.А.
Федеральным законом от 24.04.2020 года № 132-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми усилена административная ответственность за административные правонарушения в области воинского учета.
Так, за непредставление руководителем организации, должностным лицом органа местного самоуправления в установленный срок в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, предусмотрен штраф в размере от 1 до 3 тыс. руб., ранее от 300 до 1 тыс. руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
Такие же штрафы в повышенном размере для указанных лиц определены за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата (ст. 21.2 КоАП РФ) и за несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ), а также и для должностных лиц учреждений МСЭ (ч. 1 ст. 21.4 КоАП РФ), органов ЗАГС (ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ), не сообщивших необходимые сведения о признании гражданина инвалидом, об изменении записи актов гражданского состояния.
За несообщение руководителем организации или ответственным лицом за воинский учет в военкомат сведений о приеме указанных граждан на работу или увольнении с работы (отчисленных с учебы) штраф составит от 1 до 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
За неявку по повестке в военкомат без уважительной причины, неизвещение об изменении сведений о семейном положении, об образовании или переезде и т.д. (ст. 21.5 КоАП РФ), за уклонение от медицинского обследования (ст. 21.6 КоАП РФ), за умышленную порчу, утрату документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ) вместо размеров штрафа от 100 до 500 руб. для гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, теперь законом предусмотрены штрафные санкции в повышенном размере от 500 руб. до 3 тыс. руб.
Срок давности привлечения к административной ответственности за все указанные административные правонарушения в области воинского учета увеличен до 3 лет.
Федеральный закон вступил в силу с 05 мая 2020 года.
Хасанов В.В. | 30.06.2020
Вопрос: должна ли управляющая компания разместить в моем подъезде телефоны скорой помощи, полиции и других служб?
ОТВЕТ
Разъясняет заместитель прокурора г. Аши Нечаев А.А.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация), по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течении согласованного срока за плату обязуется оказы¬вать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту обще¬го имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственни¬кам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме ли-цам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Согласно п. 3.5.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления, городского (районного) жилищного управления, пожарной охраны, отделения милиции, скорой медицинской помощи, службы газового хозяйства, санитарно-эпидемиологической станции, аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах, органов Государственной жилищной инспекции.
Подпунктом «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, определено, что указанная информация должна размещаться на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома.
Климова К.Ю. | 29.06.2020
Вопрос: Каков порядок назначения и выплаты пособия семьям с детьми до 3-х лет?
ОТВЕТ
Отвечает помощник прокурора Советского района г. Челябинска Новичков П.С.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», от 11 мая 2020 г. № 317 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г.» ежемесячная выплата в размере 5 тысяч рублей положена всем семьям с детьми до трех лет. Выплата положена только на детей, не достигших трех лет до 30 июня 2020 года включительно.
Если в семье один ребенок до трех лет, выплачивается 5 тыс. рублей в месяц, если два - 10 тыс. рублей в месяц и так далее. В случае наличия в семье двух и более детей в возрасте до трех лет, для получения за каждого из них ежемесячной выплаты заполняется одно общее заявление.
Обратиться с заявлением о назначении выплаты можно до 1 октября 2020 года. В отношении подачи заявления действует экстерриториальный способ обращения, то есть можно обратиться в любой территориальный орган Пенсионного Фонда России (по месту жительства, пребывания, фактического проживания). Заявление может подать также и представитель гражданина.
Выплаты будут предоставлены за все месяцы с апреля по июнь при наличии у семьи соответствующего права.
Доставка ежемесячной выплаты осуществляется только на банковский счет заявителя в соответствии с реквизитами, указанными в заявлении. Доставка через организации почтовой связи в настоящее время не предусмотрена.
Петров А.И. | 26.06.2020
Вопрос: Правомерны ли действия Государственной жилищной инспекции об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оно направлено без аутентификации отправителя через ЕСИА?
ОТВЕТ
Отвечает старший помощник прокурора Советского района г. Челябинска Давыдова А.Ю.:
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации (определение Верховного суда Российской Федерации от 08.05.2020 № 301-ЭС20-5142) "электронное" сообщение об административном правонарушении, - если оно отослано в надзорный орган без аутентификации отправителя через ЕСИА не влечет обязанности оформлять процессуальное решение в виде возбуждения дела об административном правонарушении.
Суд высказал мнение, что для объективного рассмотрения обращения нужна внеплановая проверка, а такую проверку нельзя проводить на основании простого е-мейла.
Таким образом, для проведения полноценной проверки лицо вправе обратиться в жилищную инспекцию, явившись лично или направив обращение по почте либо через портал государственных услуг.
Наливайкин А.А. | 26.06.2020
Вопрос: Какую несет ответственность работодатель за вред, причиненный его работником в результате дорожно-транспортного происшествия
ОТВЕТ
Пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.
Источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.
При этом надлежит учитывать, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).
Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Согласно статьям 1068 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.
На лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред жизни или здоровью в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, если будет доказано, что оно завладело транспортным средством противоправно.
Мамедов А.Г. | 26.06.2020
Вопрос: Возможно ли взыскать задолженность по заработной плате, образованной более одного года назад?
ОТВЕТ
Отвечает помощник прокурора Советского района г. Челябинска Шестакова К.В.:
Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока ее выплаты, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы, причитающейся работнику при увольнении.
Момент истечения указанного срока в отношении задолженности по заработной плате суды общей юрисдикции считают зависящим от того, была ли такая заработная плата начислена работнику и продолжаются ли трудовые отношения с ним на момент обращения в суд.
В соответствии с п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Например, к такому выводу пришел Первый кассационный суд общей юрисдикции в определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2020 № 8Г-396/2020[88-4530/2020]. Рассмотрев заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд по вопросу о взыскании заработной платы за периоды, с момента окончания которых до момента обращения в суд прошло уже более года, судьи пришли к выводу о том, что нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему заработной платы носило длящийся характер и имело место в течение всего периода нахождения сторон в трудовых отношениях. Поэтому и срок на обращение в суд нужно исчислять с даты увольнения.
Фатеев И.Н. | 25.06.2020
Вопрос: Как вернуть излишне взысканную госпошлину?
ОТВЕТ
Отвечает прокурор ЗАТО г. Озёрск Вахрушев А.В.

Налоговый кодекс Российской Федерации в случае излишнего взыскания госпошлины, предусматривает право выбора защиты своего нарушенного права путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, также предусмотрено обращение в суд с имущественным требованием.
Для возврата излишне взысканной госпошлину, не требуется сначала подавать заявление в налоговый орган, возможно сразу обратиться в суд. Внесудебный порядок возврата излишне взысканной пошлины, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, не исключает права плательщика на обращение с соответствующим требованием в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ
возможен полный или частичный возврат уплаченной государственной пошлины:
• уплата госпошлины в большем размере, чем требовалось;
• возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами;
• отказ в совершении нотариальных действий;
• прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции или арбитражными судами;
• отказ лиц, уплативших госпошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган или к должностному лицу, совершающим данное юридически значимое действие (это означает, что после факта обращения и последующего отзыва заявления пошлину уже не вернут);
• отказ в выдаче паспорта, дипломатического паспорта, служебного паспорта, проездного документа беженца;
• направление заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации.
Возврат госпошлины за госрегистрацию брака или перемены имени не возвращается, если такая регистрация не была произведена (п.2 ст. 333.40 НК РФ), а также уплаченную за госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в госрегистрации (п.4 ст. 333.40 НК РФ).
Ишмухаметов Р.К. | 24.06.2020
Вопрос: Какие существуют права у работника при проведении специальной оценки условий труда на рабочем месте?
ОТВЕТ
Отвечает заместитель прокурора г. Еманжелинска Жебреева М.И.

Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона №426-ФЗ).
Согласно ст.5 Закона №426-ФЗ работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;
4) представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Статья 26 Закона №426-ФЗ предусматривает право работника на обжалование результатов проведения специальной оценки условий труда в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства или в суд.
Михайленко С.С. | 23.06.2020
Вопрос: Можно ли получить какую-нибудь компенсацию за нарушение срока сдачи квартиры?
ОТВЕТ
Отвечает помощник прокурора Центрального района г. Челябинска Зязин Д.А.

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект не позднее срока, который предусмотрен договором. В случае нарушения предусмотренного договором срока застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Если участником долевого строительства является гражданин, неустойка уплачивается в двойном размере.
Далее